207226 Истребитель Поликарпова И-153 "Чайка" подарочный набор, Моделист (1:72)
- 554.00 руб.
-
Истребитель Поликарпов И-153 «Чайка», СССР, 1938 г.
Самолет разрабатывался по инициативе Н.Н.Поликарпова в порядке модернизации И-15. 11 октября 1937 года проект был утвержден ВВС. Осенью 1938 года И-153 удачно прошел испытания, а с 1939 года было начато массовое производство. Всего изготовлено 3437 самолетов (в 1939 г. – 1011 шт., в 1940 г. – 2362 шт., в 1941 г. – 64 шт.). Примерно через полгода после начала серийного производства «Чайки» получили боевое крещение в Монголии. К тому времени наиболее сильным японским истребителем был моноплан И-97 (Накадзима Ki-27), ставший и самым многочисленным типом истребителя в Японии до начала 40-х годов (построено 3386 шт.).
Наши И-15 и И-15бис несли большие потери. Командиром особой группы, которой предстояло испытать в бою новый советский истребитель, назначили С.И.Грицевца, лучшего в то время советского аса, уничтожившего в небе Испании 30 фашистских самолетов (на Халхин-Голе он сбил еще 12 японцев). Группа ушла на задание. Вскоре на высоте 3000 метров появились истребители противника. Завидев девятку наших самолетов, японцы ринулись в атаку, приняв, намеренно не убравших шасси, И-153 за И-15бис. Советские истребители развернулись назад, имитируя бегство. Подпустив японцев поближе, ”Чайки” по команде Грицевца развернулись на 180 градусов и, убрав шасси, пошли в атаку на встречных курсах, за считанные минуты сбив четыре истребителя противника.
Изучение опыта боев показало, что японский И-97 несколько превосходил И-153 в скорости, но на малых и средних высотах уступал в скороподъемности и маневренности. Если в маневренном бою И-97 входил в вираж, то И-153 в начале или в конце второго виража заходил ему в хвост и И-97 приходилось переходить на вертикальный маневр, где преимущество было опять у И-153. Зная мощь вооружения «Чайки», лобовых атак японские летчики вообще избегали.
В советско-финляндской войне 1939-1940 гг. И-153 больше проявили себя как штурмовики, так как финны неизменно уклонялись от встреч с советскими истребителями, атакуя, как правило, только разведчики и бомбардировщики, оказавшиеся без прикрытия.
К началу Великой Отечественной войны И-153 был уже устаревшей машиной, тем не менее участвовал в боевых действиях на протяжении еще почти двух лет. Вместе с И-16 самолет вынес основную тяжесть борьбы в воздухе в первый, наиболее трудный период. «Чайки» принимали участие в боях практически на всех фронтах: под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Севастополем…
Применение И-153 для штурмовых целей, обусловлено исключительной живучесть этой машины. Например, “Чайка” ст. лейтенанта С.П.Путятова получила 326 пробоин, а утром снова ушла в бой. Возросла и боевая мощь И-153, вместо пулеметов ШКАС стали устанавливать 12,7-мм пулеметы БС, или две 20-мм пушки ШВАК, под крылом подвешивали восемь реактивных снарядов РС-82 или две бомбы весом до 200 кг.
Хотя время маневренных истребителей-бипланов было уже на исходе, И-153 заслуживает особого внимания. Его схема и конструкция были доведены до большой степени совершенства, летные качества считались просто выдающимися. Самолет может считаться наиболее совершенным серийным истребителем этой схемы из всех когда-либо существовавших. Это подтверждает и сравнение его летно-технических данных с лучшими истребителями-бипланами тех времен.
Самолет разрабатывался по инициативе Н.Н.Поликарпова в порядке модернизации И-15. 11 октября 1937 года проект был утвержден ВВС. Осенью 1938 года И-153 удачно прошел испытания, а с 1939 года было начато массовое производство. Всего изготовлено 3437 самолетов (в 1939 г. – 1011 шт., в 1940 г. – 2362 шт., в 1941 г. – 64 шт.). Примерно через полгода после начала серийного производства «Чайки» получили боевое крещение в Монголии. К тому времени наиболее сильным японским истребителем был моноплан И-97 (Накадзима Ki-27), ставший и самым многочисленным типом истребителя в Японии до начала 40-х годов (построено 3386 шт.).
Наши И-15 и И-15бис несли большие потери. Командиром особой группы, которой предстояло испытать в бою новый советский истребитель, назначили С.И.Грицевца, лучшего в то время советского аса, уничтожившего в небе Испании 30 фашистских самолетов (на Халхин-Голе он сбил еще 12 японцев). Группа ушла на задание. Вскоре на высоте 3000 метров появились истребители противника. Завидев девятку наших самолетов, японцы ринулись в атаку, приняв, намеренно не убравших шасси, И-153 за И-15бис. Советские истребители развернулись назад, имитируя бегство. Подпустив японцев поближе, ”Чайки” по команде Грицевца развернулись на 180 градусов и, убрав шасси, пошли в атаку на встречных курсах, за считанные минуты сбив четыре истребителя противника.
Изучение опыта боев показало, что японский И-97 несколько превосходил И-153 в скорости, но на малых и средних высотах уступал в скороподъемности и маневренности. Если в маневренном бою И-97 входил в вираж, то И-153 в начале или в конце второго виража заходил ему в хвост и И-97 приходилось переходить на вертикальный маневр, где преимущество было опять у И-153. Зная мощь вооружения «Чайки», лобовых атак японские летчики вообще избегали.
В советско-финляндской войне 1939-1940 гг. И-153 больше проявили себя как штурмовики, так как финны неизменно уклонялись от встреч с советскими истребителями, атакуя, как правило, только разведчики и бомбардировщики, оказавшиеся без прикрытия.
К началу Великой Отечественной войны И-153 был уже устаревшей машиной, тем не менее участвовал в боевых действиях на протяжении еще почти двух лет. Вместе с И-16 самолет вынес основную тяжесть борьбы в воздухе в первый, наиболее трудный период. «Чайки» принимали участие в боях практически на всех фронтах: под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Севастополем…
Применение И-153 для штурмовых целей, обусловлено исключительной живучесть этой машины. Например, “Чайка” ст. лейтенанта С.П.Путятова получила 326 пробоин, а утром снова ушла в бой. Возросла и боевая мощь И-153, вместо пулеметов ШКАС стали устанавливать 12,7-мм пулеметы БС, или две 20-мм пушки ШВАК, под крылом подвешивали восемь реактивных снарядов РС-82 или две бомбы весом до 200 кг.
Хотя время маневренных истребителей-бипланов было уже на исходе, И-153 заслуживает особого внимания. Его схема и конструкция были доведены до большой степени совершенства, летные качества считались просто выдающимися. Самолет может считаться наиболее совершенным серийным истребителем этой схемы из всех когда-либо существовавших. Это подтверждает и сравнение его летно-технических данных с лучшими истребителями-бипланами тех времен.